Антифриз: назначение, классификация, тонкости выбора

Сезонная замена антифриза – необходимое мероприятие при подготовке автомобиля к зиме. Но как правило, с приходом холодов львиная доля автовладельцев только вспоминает о необходимости купить антифриз для «железного коня». И, раз уж тянуть дальше некуда, выбор падает на первый попавшийся вариант антифриза, что отнюдь не так безопасно, как кажется. Чтобы понять, как выбрать хороший антифриз и почему халатное отношение к выбору может привести к большим проблемам, нужно разобраться непосредственно в принципе работы системы охлаждения в автомобиле.

Система охлаждения автомобиля

Рабочие температуры двигателей современных машин достаточно высоки. И если постоянно не охлаждать мотор, то каким бы сложным ни был сплав, из которого изготовлены элементы двигателя, он просто расплавится, хоть и не сразу. Поэтому «сердце» автомобиля «одето» в специальный панцирь, по которому через систему насосов постоянно циркулирует жидкость, отводящее тепло. Принцип в целом схож с тем, как охлаждают свежесваренные куриные яйца под струей холодной воды.

В качестве охладителя, по сути, могла бы использоваться обычная вода. Она, кстати, долгое время и использовалась в ранних продуктах советской автомобильной промышленности. Но вода, как известно, при охлаждении расширяется, а это при определенных условиях может привести к выходу из строя двигателя. В лучшем случае машина просто не заведется, в худшем – кристаллизовавшаяся в системе охлаждения вода разорвет двигатель.

В свою очередь, при использовании охлаждения антифризом кристаллизация исключена. Этиленгликоль или пропиленгликоль, в зависимости от производителя смеси, имеет более низкую температуру кристаллизации, которая в нормальных условиях эксплуатации двигателя исключена. Кроме того, в состав антифриза входят присадки, защищающие сплавы двигателя от коррозирующих свойств воды, являющейся основной антифриза.

Классификация антифризов

С принципом работы системы охлаждения и вопросом «почему не вода?» разобрались. Теперь следует углубиться в классификацию охлаждающих жидкостей. Антифризы бывают трех классов: G11, G12 и G13.

Класс G11 – низкий класс. В охлаждающие жидкости этого класса в основном входит базовый набор низкокачественных присадок, смазывающие и антикоррозийные свойства которых оставляют желать лучшего.

Класс G12 — «твердый середнячок», в состав жидкостей, относящихся к этому классу, непременно включены карбоксилатные и этиленгликольные компоненты. Антифриз G12 зачастую используется в системах охлаждения моторов с высокими оборотами, а для них свойственна высокая рабочая температура. Присадок в таких антифризах также заметно больше, что говорит о большей надежности состава и его лучших характеристиках в плане защиты двигателя от перегрева без побочных эффектов.

Класс G13 — антифризы на основе пропиленгликоля. Пропиленгликоль разлагается быстрее этиленгликоля, а также не считается токсичным, что сказывается на цене состава. Для большинства европейских автомобилей рекомендован именно этот класс антифризов, что объясняется страстью европейцев к заботе об окружающей среде.

Выбор антифриза для двигателя

Выбирать антифриз следует с той же тщательность, с которой вы выбираете моторное масло. Кто не привык экономить на масле, следует купить антифриз соответственного маслу класса, то есть если не жидкость класса G13, то, по крайней мере, G12.

Помимо классов «незамерзайки» делятся на концентраты и готовые к использованию смеси. Что предпочесть – личное дело каждого. Но начинающим автомеханикам лучше первое время доверить фабричным смесям, а потом уже экспериментировать с самостоятельным разбавлением дистиллированной водой антифризового концентрата до нужной консистенции.

Независимо от выбора никогда не следует экспериментировать со смешиванием «незамерзайки» различных марок. Может возникнуть конфликт состава присадок и последствия будут необратимыми и довольно серьезными. Потому, не знаете, что за состав залит в системе охлаждения? Сливайте полностью, и заливайте новый.

Антифриз, как индикатор состояния двигателя

При покупке автомобиля с пробегом смотреть на состояние охлаждающей жидкости следует с особой тщательностью. Антифриз как индикатор покажет вам, насколько хорошо предыдущий хозяин ухаживал за своим «железным конем». Так, если «незамерзайка» темная, мутная или же имеет явный осадок, то перед вами видавшая виды машина, за состоянием которой никто не следил достаточно давно. Рисковать с покупкой такого авто не стоит, не исключено, что двигатель ее проживет недолго. Другое дело, когда антифриз в хорошем состоянии, тогда можно внимательнее присмотреться к машине.

Антифриз – не вода, а вполне себе активное химическое вещество, с которым следует быть осторожнее. Поэтому при замене антифриза не забывайте про базовые меры безопасности: перчатки, фартук, защита для глаз. И старайтесь держать вещество там, где до него не доберутся любопытные дети. Яркий цвет состава явно заинтересует пытливое дитя, что может привести к печальному исходу, ибо 100 грамм пропиленгликоля «внутрь» – это смертельная доза для взрослого, ребенку нужно и того меньше.

Читайте так же: