Авиационные моторные масла

Классификации моторных масел

Авиационные масла – продукт, имеющий узкий спектр применения, и определенный тип масла может применяться исключительно для одного вида двигателя. На данный момент производители выпускают специализированные масла для поршневых и газотурбинных (турбовинтовых, турбореактивных) двигателей, устанавливаемых в самолеты, а также для двигателей вертолетов. Для газотурбинных двигателей турбовинтового и турбореактивного принципа важно использовать масла разной степени вязкости, что связано с различным способом работы агрегата.

Моторное масло для поршневого авиационного двигателя

Моторное масло, применяемое для смазки механизма поршневого авиационного двигателя, должно иметь высокий показатель термостойкости. Причиной тому служит высокая рабочая температура агрегата, в частности, создаваемая непосредственно в поршневой зоне, а также на пропускных клапанах.

Кроме термостойкости, выбирая масло для поршневого двигателя, важно также учитывать его смазочную способность, отсутствие примесей, вызывающих риск конфликта состава с базовыми сплавами механизмов, и стабильность к окислению, в том числе в условиях хранения.

Моторное масло для газотурбинного турбореактивного двигателя

В системе турбореактивного двигателя смазочный материал изолирован от зоны сгорания топлива. К тому же в турбореактивном двигателе практически исключено возникновение трения скольжения, которое характерно для поршневого двигателя. Потому смазочная способность, которой обладает моторное масло, для агрегатов этого типа менее важна, но, все же, ее стоит учитывать.

Показатель же термостойкости масла, опять же, имеет большой вес. Газотурбинные двигатели как турбореактивные, так и турбовинтовые, имеют рабочую температуру не менее 300 градусов. Само же масло при прокачке на входе имеет температуру до 50 градусов, а на выходе прогревается в несколько раз (до 125–200 градусов), что зависит от нагрузки на двигатель.

Не следует упускать и тот факт, что в газотурбинном двигателе допуск масла осуществляется не только с целью защиты узлов от трения, но и для отвода тепла. С этой целью масло в механизме постоянно курсирует через зубчатые колеса, подшипники, шлицевые соединения и уплотнители.

Требования, предъявляемые к маслам для турбореактивных двигателей:

  • высокий показатель прокачиваемости в условиях пониженных температур, чтобы исключить необходимость прогрева двигателя для запуска;
  • возможность работы в температурном диапазоне с минимальным пределом в -50 градусов и максимальным – в +200, а также высокая температура самовоспламенения;
  • хорошие показатели вязкости, в том числе и стабильность вязкости, ибо важна минимальная фракционная испаряемость состава во время эксплуатации агрегата;
  • минимальный коэффициент окисления состава и отсутствие агрессивности элементов смеси ко всем типам материалов составных элементов двигателя.

Моторное масло для газотурбинного турбовинтового двигателя

Перечень требований к моторному маслу для турбовинтового типа двигателей отличается от требований к маслам для двигателей турбореактивного типа. Связано это с конструкцией и принципом работы агрегата, в котором присутствуют редукторы, работающие на высоких оборотах.

Для стабильной работы этого элемента механизма требуется масло с высоким показателем вязкости, тогда как в турбореактивных двигателях предпочтительнее использовать невязкие типы масел.

Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых двигателей:

  • отсутствие проблем с прокачиваемостью состава при низких температурах;
  • высокие показатели противозадирности и способность препятствовать износу вращающихся частей двигателя;
  • инертность к базовым материалам, используемым для изготовления составных элементов и узлов двигателя;
  • устойчивость к проявлению окислительных свойств при высокой рабочей температуре.

Под все эти требования хорошо подходят смеси синтетических и нефтяных масел. В состав смесей нередко входят авиационные масла МС-8п и МС-20, допускается применение МС-8рк.

Моторное масло для вертолетов

В вертолетах масла помимо узлов двигателя используются также в винтовом механизме. При этом для двигателей МИ-6 и МИ-10 преимущественно применяются масла МС-8п и МС-8рк, в МИ-2 и МИ-8 —Б-ЗВ, а турбокомпрессорный МИ-26 «предпочитает» масло ИПМ-10. В винтовом механизме чаще применяется масляные смеси, т. к. высоковязкие и маловязкие чистые масла ввиду своих свойств не подходят под рабочие требования лопастной системы.

Читайте так же: