Какие требования выдвигаются к современным моторным маслам для дизелей?

Моторные масла, как и другие технические жидкости, подлежат строгой стандартизации. Это не означает, что у всех продуктов должен быть одинаковый состав, свойства и эффективность. Скорее производителям даются рамки, за которые выходить запрещено, а внутри них можно совершенствовать моторное масло как угодно.

Чтобы понимать спецификации моторных масел не нужно быть химиком. Все внешние требования легко переводятся с профессиональной терминологии на понятный язык. И лучше в этом вопросе разобраться, это поможет понять, за что вы платите деньги, покупая моторное масло и чем чревато для автомобиля и природы использование той или иной технической жидкости.

Если совсем просто сказать, то в хорошем моторном масле должно быть минимальное содержание серы и фосфоры, а также невысокий показатель сульфатной зольности состава. В сравнении с устаревшими спецификациями, моторные масла нового поколения допустимая сульфатная зольность снизилась вдвое до 1% от общей массы продукта; содержание серы и фосфора по новым стандартам не должно быть выше 0,3% и 0,08% соответственно.

Кто составляет спецификации для моторных масел? В основном на спецификации влияют производители двигателей. Так, «DaimlerChrysler» и «MAN» представили свои спецификации МВ 228.51 и MAN 3477, которые ограничивают производителей масле в составе продуктов таким образом, чтобы производимые масла показывали большую эффективность при работе в двигателях этих конкретных марок.

Рассмотрим подробнее, что хотят от производителей моторных масел «DaimlerChrysler» и «MAN».

Как упоминалось ранее, современные масла должны содержать меньше антиокислительных и металлосодержащих присадок, т. е. иметь меньшую сульфатную зольность. Сульфатная зольность – это показатель содержания щелочей в составе. И чем щелочи меньше, тем меньше масло вредит неметаллическим деталям двигателя.

В данный момент аналогом показателя сульфатной зольности в моторных маслах является параметр, называемый щелочное число. Согласно МВ 228.51 щелочное число должно быть не меньше 7мгКОН/г, а MAN 3477 и вовсе требует, чтобы показатель был выше 10мгКОН/г. Добиться соответствия производителям удается за счет введения в состав беззольных присадок.

Спецификация МВ 228.51 устанавливает щелочное число не менее 7 мгКОН/г, а MAN M 3477 даже 10 мгКОН/г. Выполнение последнего требования возможно только путём введения в состав масла беззольных, т.е. не содержащих металлов носителей щелочности.

Что касается введения в состав серы и фосфора, то до введения новых спецификаций их количество в моторном масле никто не ограничивал. Эти элементы, как правило, позволяют составу показывать лучшие результаты в борьбе с окислением и коррозией деталей двигателя. Но теперь производителям приходится изобретать новые способы улучшения антиокислительных и антикоррозийных показателей, не предполагающие использования вышеупомянутых химических элементов.

Упоминаются в новых спецификациях и показатели испаряемости состава. Производители двигателей требуют, чтобы потеря массы при часовой выдержке и условиях высокой температуры (250 градусов по шкале Цельсия) не была выше 12%. Чем ниже испаряемость, тем меньше расход масла, а также снижение испаряемости позволяет увеличивать циклы замены отработанного масла.

Разработка моторных масел, соответствующих новым стандартам производителей уже ведется, а первые продукты уже представлены на рынке. Кроме того, производителям присадок удалось не только снизить использование «вредных» элементов, но и добиться этим эффекта сокращения расхода топлива до 5%, расхода масла – вдвое, а износа двигателя – до 60 процентов. Экологам новые масла тоже нравятся, ведь содержимое вредных веществ в выхлопных газах стало меньше на 30%, в сравнении с показателем, зафиксированном при работе двигателя на масле предыдущего поколения.

Читайте так же: