Классификации моторных масел

ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Классификация моторных масел ACEA

Большое разнообразие масел приводит многих автомобилистов в тупик, что выбрать, какое масло будет оптимальным для его автомобиля? При выборе моторного масла надо помнить, что все они подлежат классификации. Для пользователей, проживающих в Европе, в том числе и для россиян, проще воспользоваться классификацией АСЕА.

Ассоциацией Европейских Автомобильных Конструкторов (Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile) в 1996 году выпущена первая классификация моторных масел ACEA. Последняя редакция классификации масел ACEA была утверждена в 2004 году и является альтернативой американской классификации API.

Говоря о классификации по АСЕА, прежде всего, необходимо научиться расшифровывать аббревиатуру масла, дело в том, в 2004 году было решено все масла разделить на три категории, где каждая буква аббревиатуры обозначает ту или иную категорию.

А – это масла, предназначенные для бензиновых двигателей.

В – это масла для дизелей.

А/В – это моторные масла, предназначенные и для бензиновых, и для дизельных двигателей, в том числе масла, разработанные еще до 2004 года. Эта категория делится на четыре класса: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

С – это новая категория, в которую входят масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей, а их отличительной чертой является соответствие ужесточенным экологическим требованиям по выхлопным газам Euro-4. Масла данной категории совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Данная категория объединяет три класса: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – это категория, которая существовала с 1995 года и в нее входят моторные масла, предназначенные для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Периодически в данной категории происходят изменения, связанные с вводом новых классов и отменой устаревших, так, например, в 2004 году введены класс Е6 и Е7.

Наибольшие сложности с выбором масел испытывают владельцы двигателей более ранних выпусков, поэтому производители автомасел указывают на упаковках, какой класс присвоен маслу в соответствии с предыдущей редакцией (2002 года).

Масла, имеющие аббревиатуру АСЕА, проходят специальные испытания в соответствии с требованиями EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System). EELQMS – это организация, отвечающая за соответствие качества моторных масел стандартам АСЕА. Данная организация располагает современными лабораториями, в которых масла и проходят испытания.

АМЕРИКАНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Классификация моторных масел API

Классификация моторных масел API была разработана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute), в ее основе лежит качество масла.

Согласно классификации API, все масла делятся на два вида: бензиновые и дизельные, которые в свою очередь делятся на классы качества. Каждый класс включает автомасла, имеющие определенный набор характеристик.

На этикетке автомасла, прошедшего классификацию по API должна стоять, прежде всего, аббревиатура «API», далее должен следовать буквенно-циферный код, который обозначает класс масла, например «API SJ», первая буква кода обозначает к какому виду принадлежит масло:

«S» - это масла для бензиновых двигателей;

«C» - для дизельных двигателей.

Если масло имеет универсальный характер применения и может быть использовано, как в бензиновых, так и в дизельных моторах, то оно имеет обе буквы, разделенные наклонной (косой) чертой, например, «API SJ/CF», причем на первое место ставится значок того двигателя, для которого масло использовать предпочтительнее. Например, код «API SJ/CF» можно расшифровать, как моторное масло, которое соответствует классификации API и подходит для разных видов двигателей, но его предпочтительнее использовать для бензиновых моторов.

Если на этикетке стоит только аббревиатура API, то можно прийти к следующему выводу: либо масло произведено кустарным способом и не имеет сертификата API, либо этот вид масла уже давно устарел.

Сказать точно, сколько классов бензиновых и дизельных масел существует на данный момент по классификации API достаточно сложно, так как автопроизводители постоянно выдвигают новые требования, благодаря которым время от времени выпускаются новые виды автомасел.

ИСТОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ АВТОМАСЕЛ НА ЕВРОПЕЙСКУЮ И АМЕРИКАНСКУЮ

Классификация масел CCMC

Классификация масел API была создана в США в 1969 году и какое-то время использовалась и в Европе, но постепенно между автомобилями, произведенными в США и в Европе, появлялись отличия, которые постепенно увеличивались и требовали применения автомасел совершенно разного качества.

Различия между автомобилями, произведенными в США и в Европе, сводятся не только к внешним параметрам, например, к размеру площадки для номерных знаков или к оборудованию приборной панели. Главные различия между автомобилями заключаются в их соответствии законодательным правилам дорожного движения, а именно к требованиям экологической безопасности. Экологическая безопасность предъявляет разные подходы к конструированию двигателя, которые в свою очередь и влияют на химический состав и качество моторного масла.

Европейские автопроизводители с 1972 г. объединены в Комитет автомобильных конструкторов открытого рынка ССМС (Committee of Common Market automobil Constructors). В 1979 году данным комитетом были опубликованы главные требования, предъявляемые к моторным маслам, предназначенным для европейских автомобилей.

Главным отличием классификации масел ССМС от API было то, что все масла по API делились на два класса (для бензиновых и дизельных двигателей), а по ССМС в них выделяли помимо бензиновых и дизельных двигателей, еще и дизельные двигатели грузовых автомобилей.

Масла для бензиновых двигателей имели аббревиатуру «G» и виды масел: G1, G2, G3, G4, G5.

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей «PD»: PD1, PD2.

Масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей «D»: D1, D2, D3, D4, D5.

В 1990 году произошла реорганизация ССМС в ACEA (Ассоциацию Европейских Автомобильных Конструкторов или Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile). Которая в 1996 году выпустила первую классификацию моторных масел ACEA.

Производители современных моторных масел ACEA выпускают продукцию, которая удовлетворяет потребности автомобильных корпораций, таких как: BMW, Renault, DAF. Iveco, Daimler-Crysler - Mercedes-Benz, Porshe, Rolls-Royce, MAN, Ford-Europe, VolksWagen-Audi, GM-EuropeSAAB-Scania, Volvo, RVI, Rover, Fiat.

Большой выбор моторных масел стал возможным благодаря современным технологиям их изготовлениям, большому разнообразию используемых присадок, разным условиям эксплуатациям двигателей, а главное – высоким требованиям, которые предъявляют автопроизводители к моторным маслам.

Таким образом, на данном этапе европейские производители автомобилей пользуются классификацией ACEA, американские – API. За неимением собственной классификации, японские автопроизводители пользуются обеими классификациями и ACEA, и API.

Читайте так же: