Классификация бензиновых и дизельных автомасел по системе API

Категории моторных масел по системе API

Американским нефтяным институтом в 1969 году была создана система классификации моторных масел API, которая действует до сих пор. В соответствии с API, все моторные масла делятся на три категории: S, C, EC.

Категория S (Service) – это масла, предназначенные для бензиновых двигателей, идущие в хронологическом порядке.

C (Commercial) – масла, предназначенные для дизельных двигателей, идущие в хронологическом порядке.

EC (Energy Conserving) - энергосберегающие масла.

Моторные масла по API обозначаются двумя буквами, первая из которых указывает на категорию, а вторая на класс (о классах речь пойдет ниже). Для универсальных масел, то есть для масел, которые пригодны для применения и в бензиновых, и дизельных моторах, принято более сложное обозначение через наклонную. Например, запись API SM/CF указывает на универсальный характер применения данного масла, но на первом месте стоит буква «S», она указывает на основное предназначение масла – для бензинового двигателя, а символ «C», стоящий на втором месте, указывает на возможность применения масло для дизеля.

Классы моторных масел для бензиновых двигателей по системе API

Класс моторного масла для бензиновых двигателей обозначается буквой, которая стоит после буквы S. Буквы, обозначающие классы идут в хронологическом порядке, то есть в порядке их создания.

API SA – это класс моторных масел, который был создан для бензиновых и дизельных двигателей. Это устаревшие масла, которые используются лишь на моторах старого образца. Класс совершенно не пригоден для использования в современных двигателях, если нет специальной рекомендации от производителя двигателей.

API SB – это так же устаревший класс моторных масел, которые использовались в маломощных бензиновых двигателях образца 20-30-х годов прошлого века. Класс обеспечивает достаточно легкую защиту подшипников от коррозии, от износа и окисления при небольших эксплуатационных нагрузках. Сегодня его применение допустимо лишь в моторах старого образца и в случае специальной рекомендации производителя двигателей.

API SC – устаревший класс масел, который был разработан для бензиновых двигателей, выпущенных в 1964-1967 годах, в основном это были легковые автомобили и легкие грузовики. Масла класса SC обладают такими свойствами как защита от высоко- и низкотемпературного нагара, защита от коррозии и износа.

API SD – устаревший класс автомасел, предназначенный для бензиновых моторов, разработанных начиная с 1968 по 1971 годы. Класс применялся в двигателях легковых автомобилей и некоторых грузовиков. Масла обеспечивают улучшенную защиту двигателя по сравнению со своими предшественниками.

API SE – это устаревший класс масла, так как был разработан для бензиновых моторов, выпускаемых с 1972 и до 1979 годов. Масла этого класса обладают дополнительной защитой по сравнению с маслами предшествующих классов (SC и SD).

API SF – это устаревший класс масла, предназначенный для бензиновых моторов, выпускаемых с начала 1980 года и по 1989. Масла обладают устойчивостью к окислению, образованию нагара, коррозии, ржавчине. Масла данного класса могут быть использованы в качестве альтернативы предыдущих классов SE, SD и SC. Сегодня этот класс применяется при условии рекомендаций производителей моторов.

API SG – это моторные масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков, выпускаемых с 1989 года. Масла этого класса обладают улучшенной защитой от окисления, образования нагара. Качественные присадки обеспечивают более надежную защиту от коррозии внутренних деталей двигателя. Масла данного класса могут применяться и дизельных моторах API CC и там, где рекомендуются более устаревшие классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

API SH – класс масел для бензиновых моторов, производимых начиная с 1994 года. Класс был утвержден еще в 1992 году, поэтому может быть использован и в двигателях 1993 года выпуска. Данный класс был разработан с целью замены предыдущего класса (API SG). Он имеет улучшенные антипригарные, антикоррозийные, антиизносные и противоокислительные характеристики. В соответствии с рекомендациями производителей моторов, масла SH могут быть использованы в бензиновых моторах легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков. Масла этого класса так же могут быть использованы в случаях, когда производитель автомобиля рекомендует более ранние классы. Масла класса SH прошли тестирование в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА).

API SJ – это современный класс моторных масел, предназначенный для бензиновых двигателей, выпускаемых с 1996 года. Класс предназначен для использования в легковых и спортивных автомобилях, в микроавтобусах и легких грузовиках. Масла класса SJ обладают надежной защитой против нагароотложений и позволяют использовать их при эксплуатации автомобиля в условиях низких температур. Масла могут применяться в случаях, когда рекомендуются более ранние классы, например класс SH и другие.

API SL – это моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2000 года. Они разработаны для применения в многоклапанных, турбированных моторах. Масла этого класса соответствуют требования экологической безопасности, а так же требованиям по энергосбережению. Масла SL могут быть использованы, когда требуется применение более ранних классов.

API SM – класс моторных масел, который был утвержден в 2004 году. Он предназначен для современных бензиновых двигателей. Класс обладает, по сравнению с предшествующими маслами, более надежной защитой от окисления и износа деталей двигателя. Широко применяется в двигателях, работающих в условиях низких температур. Масла SM могут применяться в случаях, когда производитель автомобилей рекомендует более ранние классы, например SJ или другие.

API SN – это самый современный класс моторного масла, утвержденный в 2010 году и предназначенный для бензиновых двигателей. Масла данного класса отличаются пониженным содержанием фосфора, что необходимо для совместимости с системами для нейтрализации выхлопных газов. Масла обеспечивают комплексную энергозащиту. Масла класса API SN соответствую классу АСЕА С2, С3, С4.

Классы моторных масел для дизельных двигателей по системе API

API СА – это устаревший класс моторных масел для малонагруженных дизелей. Его применяли в дизельных двигателях, работающих в легких и умеренных условиях при использовании качественного топлива. Класс широко применялся в 40-50 годах прошлого столетия, причем не только в дизельных, но и в бензиновых двигателях, работающих в умеренных режимах эксплуатации. Сегодня масла этого класса не применяются, если только это не предусмотрено производителем двигателя.

API СВ – это устаревший класс моторного масла, предназначенный для дизельных двигателей работающих со средней нагрузкой. Класс был утвержден еще в 1949 году, его развитие стало возможным благодаря усовершенствованию класса СА.

API СС – это устаревший класс моторных масел для дизельных двигателей, эксплуатируемых в режимах умеренных и высоких нагрузок. Данный класс мог применяться и в бензиновых моторах. По сравнению со своими предшественниками, масла этого класса обеспечивали высокий уровень защиты от высоко- и низкотемпературных отложений и коррозии.

API CD – это устаревший класс моторных масел для дизельных двигателей, которые использовались в сельскохозяйственной технике. Класс введен в 1955 году и использовался в моторах, для которых важна надежная защита от образования нагара и износа. Масла этого класса соответствовали Superior Lubricants (Series 3) – сертификации, разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

API CD-II – это так же уже устаревший класс моторных масел, предназначенных для сверхмощных дизелей. Класс был утвержден в 1985 году для применения в двухтактных дизельных моторах. Он был получен путем дальнейшего развития предыдущего класса CD. Масла применялись в основном в мощной сельскохозяйственной технике. У масел класса CD-II усовершенствованы защитные характеристики.

API СЕ – это моторные масла, которые предназначались для дизелей, выпускаемых с 1983 года, поэтому этот класс так же можно считать устаревшим. Масла этого класса предназначались для сверхмощных турбиновых моторов, эксплуатирующихся в условиях повышенных нагрузок. Эти масла могут использоваться в двигателях, для которых рекомендуются масла класса CD.

API CF (CF-2, CF-4) – класс автомасел, предназначенных для дизельных моторов с непрямым впрыском. Цифры 2 и 4 означают применение масла в двух или четырехтактном двигателе. Класс вводился с 1990 по 1994 годы. Масла этого класса так же рекомендуются к применению в дизельных двигателях, работающих на топливе различного качества. Присадки, содержащиеся в маслах класса CF, предотвращают образование отложений, защищают детали двигателя от коррозии и износа. Они могут применяться и там, где рекомендуются масла предшествующего класса (CD).

API CF-4 – это класс моторных масел для четырехтактных дизельных двигателей, выпущенных с 1990 года. Применяются в моторах, имеющих высокоскоростные нагрузки. При наличии рекомендаций производителя эти масла могут применяться вместо масел класса СЕ. Присадки класса CF-4 снижают образование угара и защищают от отложений нагара. Масла применяются в сверхмощных тягачах и тяжелых грузовиках, предназначенных для поездок на большие расстояния. Масла этого класса могут использоваться и в бензиновых двигателях при наличии сдвоенного обозначения API CF-4/S.

API CF-2 (CF-II) – класс автомасел, предназначенных для применения в двухтактных дизельных двигателях, работающих в жестких условиях эксплуатации. Класс был введен в 1994 году. Масла содержат присадки, обеспечивающие надежную защиту от износа, от образования отложений. Масла API CF-2 могут быть использованы вместо масел, произведенных раньше, при условии рекомендации производителя двигателя.

API CG-4 – класс автомасел для четырехтактных дизельных двигателей, применяемых в автобусах, грузовиках, тягачах. Масла применяются в двигателях работающих на топливе разного качества и эксплуатирующихся в условиях повышенных нагрузок и в высокоскоростных режимах. Масла этого класса эффективно предотвращают износ деталей мотора, образование нагара, пенообразование, окисление, что особенно необходимо при его использовании в междугородних автобусах и магистральных тягачах. Класс был разработан в связи с ужесточением требований по экологии. Масла могут быть использованы в моторах, для которых рекомендованы более старые классы: CD, CE и CF-4.

API CH-4 – класс моторных масел, который действует с 1998 года и применяется в четырехтактных дизельных двигателях, эксплуатируемых в высокоскоростных режимах. Масла обеспечивают соответствие экологическим требованиям по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году. Масла разработаны для применения как в технике, работающей на топливе с удельным содержанием серы не выше 0,5%, так и при использовании топлива с содержанием серы выше 0,5%, что характерно для стран Азии, Южной Америки и Африки.

Современные высококачественные присадки надежно защищают детали двигателя от износа и образования нагара. Масла этого класса могут применяться в качестве полноценной замены предшествующих классов CD, CE, CF-4 и CG-4, при соответствующих рекомендациях производителей двигателей.

API CI-4 – класс моторных масел, введенный в 2002 году. Применяется в дизельных моторах, имеющих различные виды впрыска и наддува.

Многофункциональные присадки этих масел обеспечивают моюще-диспергирующие присадки, имеют высокую устойчивость к термическому окислению. За счет уменьшения испарения и снижения летучести при рабочей температуре до 370°C у этого класса снижено выделение угара. Масла могут эксплуатироваться в условиях низких температур за счет улучшения их текучести.

Класс был разработан в связи с ужесточением экологических требований к токсичности выхлопных газов, которые предъявляются с 2002 года.

API CI-4 (CI-4 PLUS) – это новый класс автомасел для дизельных моторов. По сравнению с предшествующим классом в большей мере отвечает повышенным требованиям к выбросам сажи, к испаряемости и высокотемпературному окислению.

API СJ-4 – это класс моторных масел для дизельных двигателей, введенный в 2006 году специально для применения в тяжелонагруженных двигателях. Полностью отвечает требованиям по выбросам NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. Масла этого класса обладают лучшими свойствами предшествующих классов и при этом отвечают новым экологическим стандартам.

Читайте так же: