Классификация моторных масел по вязкости

Одним из важнейших свойств моторного масла является его вязкость, которая напрямую зависит от температуры окружающей среды. С изменением температуры вязкость масла может меняться в десятки, и даже сотни раз. При холодном запуске двигателя вязкость увеличивается, а при максимальном нагреве летом, а так же при максимальных нагрузках двигателя – масло становится более текучим. Изменение давления в меньшей степени влияет на вязкость масла, замечено, что с увеличением давления увеличивается и вязкость.

Вязкость – это величина трения между слоями смазывающей жидкости. Выделяют два вида вязкости: динамическую или абсолютную, а так же кинематическую. Кинематическая вязкость равна отношению абсолютной вязкости к плотности масла. В системе СИ единицей измерения динамической вязкости служит Па (паскаль).

Среди многочисленных характеристик масла большое значение имеет индекс вязкости, который характеризует вязкостно-температурные свойства масла, проще говоря, это зависимость вязкости от температуры. Чем выше индекс вязкости моторного масла, тем большими возможностями оно обладает. Согласно ГОСТу 25371-82 индекс вязкости масла определяют по его кинематичекой вязкости в условиях температур от -40 и до +100°С.

Минеральные масла высокого качества имеют индекс вязкости в пределах 90-105. Чтобы минеральные масла имели всесезонный характер применения, они нуждаются в обязательном добавлении загущающих присадок.

Индекс вязкости синтетических масел колеблется от 120 до 200. Эти показатели делают синтетические масла всесезонными. Всесезонные синтетические масла выпускают, как с добавлением загущающих присадок, так и без них.

Во всем мире используется классификация моторных масел по вязкости, стандартизированная SАЕ (Американским обществом автомобильных инженеров). В соответствии с которой, все моторные масла разделены на 11 классов, среди них:

  • пять классов летних масел (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60);
  • шесть классов зимних масел (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Всесезонные масла могут применяться круглый год, без дополнительной замены в зависимости от сезона. Они обозначаются двумя классами, например, SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т.д.

При выборе зимнего масла необходимо обращать свое внимание на коэффициент, стоящий впереди буквы, чем больше цифра, тем больше вязкость масла при низких температурах и наоборот, чем ниже цифра, тем меньше и вязкость масла.

Невысокая вязкость масла облегчает холодный пуск двигателя и обеспечивает быструю прокачиваемость масла по смазочной системе, а большая вязкость масла обеспечивает надежное смазывание деталей двигателя при высоких температурах.

Согласно российской классификации (ГОСТ 17479.1-85) всесезонные масла обозначаются двумя буквами, например, М-6з/14, М-5з/16, где вторая буква обозначает номинальную кинематическую вязкость масла при +100°С.

Надо помнить, что разные автопроизводители для одного и того же вязкостного класса устанавливают разные интервалы температур окружающей среды, в пределах которого масло может быть применено в их двигателях, поэтому, выбирая масло по вязкостному составу, нужно выполнять рекомендации производителя двигателя.

Таблица 1. Классы вязкости моторных масел.

 

Класс вязкости по ГОСТ 17479.1Вязкость кинематическая, мм2 / с, при температуре
1000Сминус 18 0С
не менеене болеене более
3,8 - 1 250
4,1 - 2 600
5,6 - 6 000
5,6 - 10 400
6 5,6 7,0 -
8 7,0 9,3 -
10 9,3 11,5 -
12 11,5 12,5 -
14 12,5 14,5 -
16 14,5 16,3 -
20 16,3 21,9 -
24 21,9 26,1 -
3з/8 7,0 9,5 1 250
4з/6 5,6 7,0 2 600
4з/8 7,0 9,3 2 600
4з/10 9,3 11,5 2 600
5з/10 9,3 11,5 6 000
5з/12 11,5 12,5 6 000
5з/14 12,5 14,5 6 000
6з/10 9,3 11,5 10 400
6з/12 11,5 12,5 10 400
6з/14 12,5 14,5 10 400
6з/16 14,5 16,3 10 400

 

Таблица 2. Международная классификация моторных масел по вязкости SAE J300 DEC 99.

 

 Низкотемпературная (динамическая) вязкостьВысокотемпературная вязкость
Класс вязкостиПроворачивание по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, иммитация холодного пуска)Прокачиваемость по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV)Кинематическая при 1000С (по методу ASTM D 445), мм2Динамическая при 1500С и скорости сдвига 106 с-1 по ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника МПа·с, не менее
 Максимальная вязкостть, мПа·с,при температуреminmax 
0w 6 200 при -350С 60 000 при -400С 3,8 - -
5w 6 660 при -300С 60 000 при -350С 3,8 - -
10w 7 000 при -250С 60 000 при -300С 4,1 - -
15w 7 000 при -200С 60 000 при -250С 5,6 - -
20w 9 500 при -150С 60 000 при -200С 5,6 - -
25w 13 000 при -100С 60 000 при -150С 9,3 - -
20 - - 5,6 9,3 2,6
30 - - 9,3 12,5 2,9
40 - - 12,5 16,3 2,9*
40 - - 12,5 16,3 3,7**
50 - - 16,3 21,9 3,7
60 - - 21,9 26,1 3,7

* - для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40; ** - для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40

 

Таблица 3. Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 классам вязкости по SAE J-300.

 

Класс вязкостиКласс вязкости
по ГОСТ 17479.1-85по SAE J 300по ГОСТ 17479.1-85по SAE J-300
5w 24 60
10w 3з/8 5w-20
15w 4з/6 10w-20
20w 4з/8
6 20 4з/10 10w-30
8 5з/10 15w-30
10 30 5з/12
12 5з/14 15w-40
14 40 6з/12 20w-30
16 6з/14 20w-40
20 50 6з/16

Читайте так же: