ТУРБИННОЕ МАСЛО

В промышленном производстве первые паровые турбины появились около 100 лет назад. С тех пор изменялись их конструкции, размеры, материалы, но основной принцип их работы остался прежним. Паровая турбина представляет собой двигатель больших размеров, оснащенный вращающимися элементами, посредством которых энергия пара превращается в механическую работу.

Некоторые узлы и внутренние механизмы турбины испытывают колоссальные нагрузки, так как рабочие температуры в них достигают свыше +500°C при давлении 240 атмосфер. Для стабилизации работы данного оборудования используют турбинные масла и смазки.

Основные свойства турбинных масел

Работа паровых турбин требует таких смазывающих материалов, которые способны максимально снизить силу трения и продлить эксплуатационный период использования механизмов.

Производители смазывающих веществ вводят в состав турбинных масел присадки, состоящие из ингибиторов, антикоррозийных и окисляющих компонентов. В конечном итоге выпуская масла, способные сопротивляться нагрузкам, при этом повышать устойчивость механизмов к воздействию влаги, повышенных температур, к коррозии и износу.

Качественное турбинное масло должно обладать следующими характеристиками: гидродинамической смазкой подшипников и коробки передач; быстрым распределением тепловой энергии; снижением силы трения; длительным сроком эксплуатации; способностью к отделению накопившейся влаги; поддержанию чистоты механизмов.

Состав турбинных масел

При выборе турбинного масла необходимо учитывать те сложности, которые оно должно свести к минимуму: сопротивление повышенным эксплуатационным нагрузкам (повышенная температура, давление), защита от коррозии и от посторонних примесей.

Основой турбинных масел выступают высококачественные нефти с добавлением современных присадок. Длительная эксплуатация масел приводит к потере защитных свойств, таких как стабильность к окислению, водовыделение и др.

Сроки эксплуатации турбинного масла

Современные турбинные масла имеют достаточно длительный период эксплуатации, который колеблется в пределах 100 000 часов. Однако этот срок рассчитан для стандартных условий работы оборудования, но наличие загрязняющих примесей, частые перегрузки, в частности, работа в условиях сверхтемепратур и в условиях повышенного давления приводят к сокращению установленного периода.

Для стандартных турбин рекомендуется проводить мониторинг масла один раз в год, с последующей его заменой, при этом отработанное масло отправляется в специальные лаборатории, где подвергается очистке и восстановлению.

Для очистки турбинного масла прибегают как к физическим, так и к химическим методам. Чаще всего используют очистку масла путем его отстаивания с последующим введением в его состав растворителей. Для фильтрации масла используют добавление стандартных андигридов.

После очистки отработанного масла в него могут быть добавлены присадки, восстанавливающие утраченные свойства.

Читайте так же: