Выбор масла для коробки передач

Коробка передач нуждается в качественном масле, перед выбором которого необходимо учитывать множество факторов.

Для коробки передач переднеприводных автомобилей, для которых характерно совмещение коробки с главной передачей, можно использовать качественное моторное масло. Главная особенность таких трансмиссий заключается в том, что они имеют цилиндрические шестеренки с минимальной силой трения, поэтому вероятность возникновения залома мелких деталей в них минимальна.

Автомобили с автоматической коробкой передач наиболее требованы к маслу, для них нельзя использовать ни моторное, ни трансмиссионное масло.

Главная особенность таких трансмиссий заключается в том, что она требует смазывающей жидкости малой вязкости. Для обозначения таких жидкостей во всем мире используют аббревиатуру ATF (Automatic Transmission Fluid).

Полноприводные автомобили используют трансмиссионное масло.

Правила выбора масла для трансмиссии

Существует несколько правил, по которым происходит выбор масла для трансмиссии.

1. Величина удельных нагрузок, характерных для механизма.

2. Скорость относительного скольжения.

Выбор масла заставляет каждого водителя отлично знать свой автомобиль и, исходя из его параметров, подбирать масло определенной вязкости и имеющее в своем составе пакет определенных присадок.

Трансмиссионное масло требовательно к наличию противозадирных присадок, которые даже в условиях повышенных нагрузок защищают металлы от образования задиров. Это происходит благодаря тому, что сернистые соединения, входящие в состав противозадирных присадок, в определенных условиях вступают в химическую реакцию с металлами, образуя на их поверхности не куски задиров, а тонкую пленку – продукт разъедания. С одной стороны образование пленки является результатом износа деталей, но это позволяет значительно отсрочить общий износ системы и значительно продлить период ее эксплуатации.

Однако содержание тех или иных присадок в смазывающих жидкостях может привести не только к сохранению деталей, но и к их разрушению, все зависит от материалов, из которых изготовлены детали системы, а так, же от химического состава присадок. Например, при помощи сернистых присадок можно защитить от износа чугун, но эти же присадки ускорят процесс разрушения цветных металлов.

Классификация трансмиссионных масел

По международной классификации API трансмиссионные масла, предназначенные для легкового автотранспорта, делятся на две группы: GL-4 и GL-5. Масло под маркировкой GL-4/5 является промежуточным и поэтому более универсальным вариантом. По российской классификации две группы масла маркированы, как ТМ-4 и ТМ-5.

Для переднеприводных автомобилей отечественного производства, в частности для автомобилей ВАЗовского производства, рекомендуются масла GL-4, для остальных моделей – масло GL-5. Для иномарок, выбор трансмиссионного масла должен полностью соответствовать рекомендациям производителя, которые прописаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация трансмиссионного масла типа GL-5

Группу масел GL-5 принято делить на три подгруппы:

  • минеральное SAE 85W90: «Лукойл ТМ-5-18», «Норси», «Рексол ТМ-5-18»;
  • минеральные масла меньшей вязкости SAE 80W90: «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C;
  • полусинтетические и синтетические масла SAE 75W-90 преимущественно иностранного производства: Motulgear, ВР Energear SGX, Teboil EP.

Популярное ранее трансмиссионное масло ТАД-17 снято с производства, поэтому то, что можно найти под этой маркировкой будет откровенной подделкой или это партия «завалявшаяся» на складе и сегодня не пригодная к применению.

Решая вопрос о том, каким должно быть масло минеральным или синтетическим, принципиальной разницы для коробки передач нет, разница лишь в том, что синтетика стоит гораздо дороже.

Выбирая масло, необходимо учитывать в каких климатических условиях будет использоваться автомобиль. Например, масла с маркировкой «250» рекомендованы для автомобилей, эксплуатирующихся в климатических условиях пустынь, тропиков и саван. Для умеренного климата, в котором находится большая часть нашей страны, рекомендованы масла с маркировкой «90». Учитывая большие перепады температур в зависимости от времени года, оптимальным будет использование всесезонных масел: 75W-90 – масло, рекомендовано для северных регионов, 80W-90 – для средних широт, 85W-90 – для территорий с мягкими зимами.

Диапазоны применения трансмиссионных масел

Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С
75W-80 35 -40
75W-90 35 -40
80W-85 35 -26
80W-90 35 -26
85W-90 45 -12

Читайте так же: